AZVO
Добро пожаловать
Вход

Военная хроника


Военная хроника

  • Каких результатов ВСУ добились за пять месяцев наступления: разбор Военной хроники

    Каких результатов ВСУ добились за пять месяцев наступления: разбор Военной хроники

     

    Активные боевые действия начались 4 июня. На данный момент наступление ВСУ не прекращено, однако очевидно, что оно теряет темп и сохраняется больше для создания видимости, чем для достижения реальных целей.

    Каким был план наступления?

    Первоначально командование ВСУ планировало нанести два рассекающих удара и выйти к двум крупным городам — Мелитополю (и далее к Бердянску) и Мариуполю на побережье Азовского моря.

    Предполагалось, что в ходе наступления будет захвачена территория общей площадью около 23 тыс. кв. км, а на целом ряде направлений, включая Крымское и Донецкое, будет создана угроза окружения российских войск.

    В реальности грамотно выстроенная линия обороны и переработанная тактика огневого поражения не позволили украинским войскам добиться успеха.

    В данный момент общая площадь территории, на которой ВСУ удалось продвинуться, составляет примерно 140 кв. км на Запорожском направлении и 116 кв. км на Южно-Донецком, что почти в 90 раз меньше, чем предполагалось занять в ходе наступления.

    Какие ещё проблемы есть у ВСУ?

    Помимо проблем с невыполнением главных задач наступления, есть и другие. 4 сентября бывший (теперь уже) министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что каждый день боевых действий обходится Украине в $100 млн.

    Таким образом, 153 дня (пять месяцев) наступления обошлись Киеву в $15,3 млрд, однако эти деньги не принесли результатов. Примечательно, что практически сразу развалился созданный ранее миф о превосходстве ВСУ, тактике и техническом превосходстве НАТО. Большинство ожиданий от характера действий украинской армии попросту не реализовалось.

    В случае успеха наступления ряд стран ЕС и США, скорее всего, продолжили бы или увеличили поставки военной техники. Сейчас, когда фактически перепробованы почти все доступные варианты конвенциональных вооружений — от малых дронов до ОТРК, энтузиазм продолжать поставки у многих пропал.

    Кроме того, потеряно благоприятное время. Зимой 2022 — весной 2023 года много ожиданий возлагалось на боевые действия в тёплое время года. Считалось, что лето и тёплая погода будут способствовать наступлению ВСУ, однако этого не произошло.

    Какие потери понесли ВСУ?

    30 октября министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что ВСУ за время наступления потеряли более 90 тыс. человек убитыми и ранеными. Это 36 бригад численностью по 2,5 тыс. человек. Подобных потерь после Второй мировой не несла ни одна армия мира. В значительной степени растерян парк зарубежной техники, поставленной ВСУ. Опыт применения американских БМП M2 Bradley, БТР M113/YPR-765 и M1126 Stryker, танков Leopard 2A4/A5 (Strv 122)/A6 и Challenger 2, САУ PzH-2000, M109 и AS-90 показал, что западная боевая техника не может коренным образом изменить обстановку на поле боя, а её уничтожение и повреждение незамедлительно и негативно влияют на обстановку на фронте.

    Что в итоге?

    Кроме того, провал наступления ВСУ привёл к тому, что в некогда едином лагере сторонников Украины наметился раскол. В США конгрессмены задают вопросы относительно перспектив помощи Киеву, в Европе некоторые страны уже приостановили или прекратили военные поставки Украине, среди них Словакия и главный военный евродонор — Польша.

    Также за пять месяцев интенсивных боевых действий истощились запасы вооружений и боеприпасов не только на Украине, но и в ЕС, откуда их форсированно передавали весной 2023-го. Восполнить запасы до состояния 2022 года ЕС сможет не ранее 2025-го. В краткосрочной перспективе, таким образом, рассчитывать на усиление поставок не приходится, а без них весьма призрачными выглядят и перспективы любых наступательных действий в 2024 году.

    Подробнее »
  • Что не так с окружением сектора Газа израильской армией и к чему всё идёт: разбор Военной хроники

    Что не так с окружением сектора Газа израильской армией и к чему всё идёт: разбор Военной хроники

    В ЦАХАЛ заявляют, что несколько (https://t.me/fotovvideo/670) районов Газы блокированы, однако это не значит, что наземная операция завершена или хотя бы приблизилась к финальному этапу.

    Что происходит в данный момент?

    По состоянию на 3 ноября ЦАХАЛ стремится полностью заблокировать северные районы Газы протяженностью 15 × 5 км от Ас-Сафа и Бейт-Хануна на севере, вдоль прибрежной дороги Ахмед Ораби и соседнего шоссе Аль-Рашид до аквапарка «Аль-Нур», включая всю территорию города Газа. О полном контроле этих территорий речь пока не идёт: наземные войска ЦАХАЛ двигаются с нескольких направлений, однако полномасштабная зачистка городских кварталов не началась. В данный момент ЦАХАЛ частично контролирует дороги и ведёт боевые действия на площади 40 кв. км на севере Газы, при этом полная площадь северных районов — 170 кв. км.

    Как развиваются боевые действия?

    Как ранее сообщала Военная хроника, израильские наземные войска пока не полностью контролируют ситуацию. Боевые действия осложняются растущей активностью боевиков ХАМАС, использующих для нападений подземные тоннели и ходы. Один из характерных эпизодов с танком Merkava Mk.4 и его подрывом с помощью самодельного взрывного устройства и последующим поражением из РПГ говорит о том, что пехота ЦАХАЛ пока не обладает необходимым опытом и компетенциями для проведения крупномасштабной наземной операции. ХАМАС, в свою очередь, пока не вступает в полноценные боевые действия: палестинцы, судя по всему, либо ждут удобного момента, либо пока не располагают ресурсами для полноценного вооружённого ответа.

    К чему всё идёт?

    Несмотря на заявления ЦАХАЛ, физическое окружение севера Газы ещё не наступило. Для того чтобы это произошло, необходимо установить контроль над прибрежным шоссе Аль-Рашид. Однако в этом случае перед ЦАХАЛ замаячит перспектива городских боёв внутри города Газа на площади 30 кв. км. Известно, что под городом находится обширная сеть тоннелей, по которым боевики ХАМАС передвигаются как для ударов по ЦАХАЛ, так и для перехода на территорию Израиля. При этом использование артиллерии и авиации ЦАХАЛ становится всё более проблематичным как на фоне гуманитарных проблем и большого количества жертв среди мирного населения, так и в силу бесполезности с военной точки зрения. Порядка 30 тыс. зданий разрушено или повреждено авиаударами и работой 155-мм гаубиц, и дальнейшее использование тяжёлых вооружений необходимо либо смещать в южные районы сектора Газа, где до сих пор находится большое количество гражданских, либо прекращать вообще. В случае отказа от использования тяжёлых вооружений ЦАХАЛ на северных и восточных флангах сможет полагаться исключительно на ограниченный контингент войск, численность которого в данный момент явно недостаточна для проведения полномасштабной наземной операции.

    Подробнее »
  • Как продвигается наземная операция Израиля в секторе Газа: разбор Военной хроники

    Как продвигается наземная операция Израиля в секторе Газа: разбор Военной хроники

    Армия Израиля постепенно реализует сценарий зачистки городских кварталов, однако с выполнением этой задачи пока не всё так просто.

    Где сейчас ЦАХАЛ?

    Израильские сухопутные войска постепенно продвигаются вглубь городских кварталов на севере и северо-востоке Газы, в районе Бейт-Халия и в окрестностях города Бейт-Ханун. Вопреки заявлениям ЦАХАЛ об ожесточённых боях, темпы продвижения, равно как и активность, пока далеки от заявленных. Командование ЦАХАЛ, судя по всему, не спешит форсировать наземную операцию: войска действуют небольшими тактическими группами численностью до взвода. Юго-западнее, в районе города Аль-Муграка, ЦАХАЛ — судя по всему, временно — отказался от расширения «коридора безопасности», пробитого наземными подразделениями ранее. Одновременно с этим крупномасштабные попытки продвинуться вглубь Газы от шоссе Нуреддин аз-Зинки в сторону Рафаха или Бани Сухейлы пока ни к чему не привели. В этом районе перемещаются подразделения ХАМАС и периодически происходят огневые налёты на подразделения израильской армии, чего, напротив, не происходит (во всяком случае, пока) на северных рубежах, откуда ЦАХАЛ и начал активную часть наземной операции.

    Как действует ХАМАС?

    Палестинцы пока не предпринимают крупномасштабных атак или диверсионных рейдов. Пока их активность ограничивается налётами на малочисленные колонны израильской армии около «стены безопасности». В Бейт-Хануне и в районе Бейт-Халия активность ХАМАС минимальна. Судя по всему, палестинцы пока не могут определить центральную стратегию боевых действий или ожидают накопления значительного количества израильской пехоты внутри городских кварталов. При этом подземные пусковые платформы с неуправляемыми ракетами по-прежнему используются по прямому назначению: ракетные удары наносятся по Тель-Авиву, Беэр-Шеве, Ашкелону и Ашдоду, однако дальнобойные ракеты, способные достать до Хайфы или хотя бы до Нетаньи, используются всё реже.

    Каковы потери с обеих сторон?

    Количество убитых и раненных в прямых боестолкновениях измеряется в лучшем случае десятками с каждой из сторон. Израиль, как и предполагалось, делает ставку на применение механизированных групп в сопровождении пехоты и старается ликвидировать все угрозы с безопасного расстояния. ХАМАС, в свою очередь, проводит диверсионные рейды с применением квадрокоптеров со сбросами. В боеприпасах с дронов используются в основном кумулятивные и осколочные гранаты, однако нанести с их помощью критический ущерб пехоте и технике Израиля пока не представляется возможным. Мобильные группы ХАМАС с ПТРК также показывают ограниченную эффективность, что наводит на мысль о тактике выжидания без расширения зоны боевых действий.

    Подробнее »
  • Как изменилась тактика ВСУ на Запорожском направлении: разбор Военной хроники

    Как изменилась тактика ВСУ на Запорожском направлении: разбор Военной хроники

    Наступление на этом участке фронта постепенно идёт на убыль. ВСУ пытаются адаптироваться к изменениям боевой обстановки, однако сталкиваются с серьёзными трудностями.

    Что происходит?

    С августа по конец октября наблюдалось постепенное снижение интенсивности применения артиллерии ВСУ, что может быть связано с рядом взаимно влияющих факторов. Основной: в течение первой фазы летней кампании были израсходованы и потеряны в ходе ударов ВС РФ значительные запасы 155-мм артиллерийских снарядов, которые впоследствии не были восполнены. Уже 7 июля США объявили о поставках Украине кассетных боеприпасов DPICM. Такие боеприпасы плохо подходят для выполнения ряда задач, в частности разрушения полевых и долговременных укреплений, но на какое-то время позволили восполнить дефицит обычных артиллерийских боеприпасов. Однако спустя практически пять месяцев активных боевых действий и на фоне сокращения поставок дефицит боеприпасов для полевой и самоходной артиллерии усилился.

    Помимо 152/155-мм осколочно-фугасных боеприпасов, на ряде направлений и участков наблюдается снижение активности работы миномётов калибра 120 и 82 мм, что косвенно говорит о дефиците и необходимости экономить такие боеприпасы. В результате на ряде направлений ВСУ вынуждены не только сокращать активность огневой поддержки, но и искать заменители.

    Чем ВСУ пытаются заменить артиллерию?

    В качестве эрзац-артиллерии часто выступают FPV-дроны и бронетехника.

    Техника, как правило, применяется ночью для огня прямой наводкой по позициям ВС РФ. FPV-дроны применяют по разведанным или обнаруженным целям в пределах дальности действия БПЛА.

    Однако в силу конструктивных особенностей ни тот ни другой вид вооружений не может полноценно выполнять те же задачи, что выполняет артиллерия.

    Так, например, единичные БМП M2 Bradley 47-й бригады ВСУ «Магура», часть которых командование ВСУ перебросило на Авдеевку, применяются в качестве орудий непосредственной поддержки пехоты.

    Связано это не столько с необходимостью обеспечения прорыва или продвижения, сколько с требованием обозначить присутствие ВСУ на каком-либо участке. Иначе говоря, БМП используются не для наступательных действий, а для организации беспокоящего огня, что идёт вразрез с концепцией их боевого применения.

    Что не так с таким подходом?

    Основной проблемой для БМП М2 Bradley, как ни странно, стали боевые действия ночью. Американские машины способны вести огонь в ночное время, однако экипажи в большинстве случаев используют для стрельбы только 25-мм пушку Bushmaster. Она не предназначена для поражения полевых укреплений и слабо помогает пехотным подразделениям ВСУ. Кроме того, использование мелких групп техники подвергает боевые машины риску попасть под ответный огонь.

    Это особенно критично в случаях с поставленной из-за рубежа бронетехникой, восполнить потери которой ВСУ не могут.

    В свою очередь, FPV-дроны ввиду снижения активности артиллерии превратились для ВСУ в чистую «фронтовую импровизацию». Сравнить их эффективность в данный момент можно с французскими траншейными миномётами времён Первой мировой. Область применения этих устройств узка, а эффективность невелика. В лучшем случае их удаётся использовать для решения очень ограниченных, специализированных тактических задач.

    В любом случае тенденция свидетельствует о том, что запасы конвенциональных боеприпасов ВСУ серьёзно истощены летне-осенней кампанией — и на ряде участков их приходится серьёзно экономить, в то время как дефицита боеприпасов с российской стороны не наблюдается.

    Подробнее »
  • Как изменилась обстановка на фронте к 25 октября

    Десант ВСУ в Херсоне, Leopard на Запорожском направлении и «бахмутская ошибка» ВСУ под Купянском: как изменилась обстановка на фронте к 25 октября

    Херсонская область

    Ситуация с попытками ВСУ закрепиться на левом берегу при помощи ДРГ остаётся сложной. Ощутимого прогресса у десантных подразделений нет: небольшие лодки и взводы численностью от десяти до 25 человек не позволяют продвинуться вглубь территории, чтобы создать нечто похожее на плацдарм, но активность противника сохраняется. На потери украинские войска не обращают внимания: если на одном участке погибла группа из 30 человек, на следующий день там может быть накрыта ещё одна. Наибольшую активность ВСУ проявляют на отрезке Казачьи Лагери — Крынки, однако прогресса на десятикилометровом участке нет, а большие потери есть.

    Запорожье

    После нескольких недель затишья ВСУ возобновили использование тяжёлой техники — танков Leopard 2A6, БТР Stryker и БМП M2 Bradley. На грани повторного вывода на восстановление боеспособности на участке Работино — Вербовое находятся сразу несколько подразделений: 46-я ОАБр, 116-я и 117-я ОМБр, а также часть подразделений 71-й егерской бригады ВСУ. В других подразделениях, напротив, проводится скрытая ротация (в основном ночью): активно меняются силы 82-й ОДШБр, однако большие потери бригада несёт именно при попытках провести ротацию.

    Купянск — Сватово — Кременная

    Продолжаются бои за пригороды в районе Синьковки, Кисловки и Котляровки. Основную часть боевой работы по-прежнему выполняют артиллерия и танки, однако последние 72 часа наиболее активно включается авиация. По тылам ВСУ под Купянском и далее, на Изюм и Балаклею, активно применяются ФАБ-1500 с модулем планирования и коррекции. На этом участке ВСУ совершают ту же ошибку, что при обороне Артёмовска и наступлении в Запорожье: чтобы сдержать активность ВС РФ, вместо отхода и ожидания проявления основного участка прорыва ВСУ переместили на площадь 250 кв. км порядка 20 соединений бригад с разных концов фронта. Это упростило выполнение боевых задач для российской авиации, поскольку удары по войскам противника с максимальным уплотнением хорошо отработаны в Запорожье. На направлении Сватова и Кременной — без изменений, единственная странность — большое количество пленных ВСУ, сдающихся по несколько раз в день.

    Великая Новосёлка — Урожайное

    На участке Урожайное — Старомайорское подразделения 72-й ОМБр и 128-й бригады ТрО несколько раз попадали в засаду и несли большие потери в ходе контратак ВС РФ. Сил на крупные прорывы к селу Заветные Желания у ВСУ в данный момент нет. Проводится перегруппировка войск, накапливаются силы для повторных накатов.

    Артёмовск — Соледар

    ВСУ продолжают попытки пробиться на северном и южном флангах. Активность сохраняется в районе Берховки и Орехово-Василевки на северо-западе, а также в районе Клещеевки и Андреевки на юге. Примечательно, что на северном и южном фасах Артёмовска постепенно стихает украинская артиллерия: снаряды стараются экономить, для беспокоящего огня применяются в основном кассетные боеприпасы. Тяжёлые бои идут в районе трассы на Славянск и Северск.

    Подробнее »
RSS
ругие способы установки