AZVO
Добро пожаловать
Вход

Александр Ходаковский


Военный и политический деятель Донецкой Народной Республики. С 16 мая по 16 июля 2014 года - министр государственной безопасности ДНР. С 13 ноября 2014 по 13 марта 2015 года - секретарь Совета безопасности ДНР. Председатель правления общественной организации «Патриотические силы Донбасса».

 

  • Но все-таки история - это не распорядок дня

    Свободная воля и промысел всегда воспринимались, как конкурентные начала, хотя с канонической точки зрения противоречий между ними нет. Во всей нашей драматической истории, и особенно последнего года, как наиболее близкой и острой именно для нашего поколения, мы напираем на свободную волю, или как привычнее - на "роль личности в истории". Так проще - всегда есть, на кого возложить ответственность, а в случае триумфа - кого вознести. Но все-таки история - это не распорядок дня. В её цепочке причинно-следственных связей всегда незримо присутствует что-то надчеловеческое, определяющее судьбу народа на всём протяжении его существования.

    Вспомните Порт-Артур или оборону Севастополя в Крымской войне, - согласны, что в нашем сознании они запечатлены, как подвиг русского народа? Нам важно иметь это в своей исторической памяти, - но войны то, по сути, не были победными? Значит, подвиг и победа - понятия не тождественные, - а эти "камни" легли в фундамент народного сознания. Я рискну предположить, что не просто в фундамент, а едва ли не во главу угла... То есть, снова повторю: линейно рассуждать и видеть в отсутствии победы пролог к гибели - нельзя.

    И на нынешнюю войну нельзя смотреть линейно. Как теперь показала практика, наша современная страна медленно, но уверенно сползала вниз при том, что количество частных машин на душу населения росло. Сколько ещё понадобилось бы времени, чтобы лягушка сварилась на медленном огне, сама того не заметив? Теперь всё тайное стало явным, и у нас появился шанс. Дороже ли шанс обратить деградацию вспять эффекта победы? Нас расслабил способ присоединения Крыма и последующее "художественное оформление" этого акта. Мы уверовали, что и дальше так может быть, и хотелось бы узнать, - остался ли кто-нибудь в живых из тех вежливых парней, кто подарил нам столько положительных эмоций тогда?

    Война постепенно превращается из профессиональной в народную. Офицеры, кто не запятисотился, мобилизованные, кто не бухает по деревням, а копает и тычет стволом в сторону противника, добровольцы, волонтёры, тянущие на себе снабжение народной армии... Военкоры, ставшие самостоятельным, не зависимым от государства средством освещения войны.... Если выдюжим и дадим шанс России на перерождение - это будет народная победа. Но не как в семнадцатом, когда деморализованные внутренней политикой войска побежали с фронта, а Россия заплатила за позорный мир своими территориями.

    Подробнее »
  • Есть первый этап, проявивший особенности состояния России

    Сводка исполнена сообщений о том, что на том или ином участке силами двух-трех отделений или штурмовых групп мы пытались-пытаемся потеснить противника, и кое-где, не добившись успеха, отошли, вынося потери, а кое-где зацепились за отдельные позиции и укрепляемся. В общем, фронт вздрагивает мелкой дрожью в ожидании более масштабных событий, а за его пределами подводят итоги первого года войны.

    До сих пор в частных разговорах вспыхивают обсуждения первых шагов, поднимаются вопросы - кто формировал представление о потенциале противника и его готовности к сопротивлению, о состоянии украинского общества и его лояльности к России и прочее... Конечно, все вопрошающие убеждены, что Верховный был неверно информирован, и задаются вопросом: ответит ли кто-нибудь за это? Но все деликатно обходят момент: а будь он информирован полнее и объективнее, - что дальше? Отказаться? - Не было такой альтернативы.

    Более настырные добираются даже до целеполагания, - не было ли здесь какой-нибудь ошибки? И все в совокупности как бы призвано сказать: положение, при котором вываливается столько негатива о ходе проведения операции, стало следствием неверного решения, основанного на неправильном представлении. А почему бы тогда и нам, как и нашим врагам, не увязать Великую Отечественную с Советско-финской войной и с пактом Риббентропа-Молотова? Давайте скажем, что мы сами навлекли на себя фашизм, потому что принимали неверные решения... Но на деле то было не так? Фашизм нависал угрозой сам по себе, как объективное и неотвратимое зло, - а мы принимали решения, пытаясь улучшить свои позиции перед неизбежным столкновением с этим злом.

    Так можно и про Отечественную войну двенадцатого года сказать, что не будь Аустерлица, не полезь Александр Первый сам в коалицию против Наполеона - не напал бы тогда Наполеон в отместку. Чушь. Наполеон был угрозой в силу своих планов и амбиций, и коалиция, понимая это, пыталась справиться с ним до того, как он обретёт ещё большую силу. И поэтому мы не занимаемся рефлексией и разделяем чётко и причину со следствием, и этапность.

    И в нашей ситуации моё сознание проводит чёткие разграничения. Есть причина - упредить фатальное развитие событий в нашем противостоянии с западом, пока состояние России, не отличающейся стабильностью, позволяет принимать самостоятельные решения. Есть первый этап, проявивший особенности " состояния России" и выявивший все наши слабые места - и есть подведенная под этим черта. Все. Теперь мы в новом этапе, когда жевать сопли и задаваться вопросами - как да почему, - напрасно и опасно. Нужно признать нас такими, какие мы есть, принять это, и, не сомневаясь в правильности главного решения - меняться к лучшему и двигаться в сторону победы.

    В такие времена, как эти - труднее всего не набраться смелости открыть рот, а найти в себе силу воли вовремя его закрывать. Когда подмывает выплеснуть из своего ментального кишечника все накопившееся, стоит задуматься о конечном результате, и если ты искренне считаешь, что живёшь и говоришь не себя любимого ради, а для пользы дела - уметь накидывать платок на свой собственный роток чрезвычайно полезно.

    Подробнее »
  • Когда обращаешься к теме Смутного времени и Советский период

    Когда обращаешься к теме Смутного времени - красной линией через весь период смуты проходит позиция высшей элиты государства. По разным причинам, но в основном из желания сохранить своё положение, высшее сословие прогибалось под внешним давлением и вступало в сговор с захватчиками. Отличительной чертой элиты этого периода стала абсолютная гордыня, исключающая возможность избрания главы государства из собственных рядов и обусловливающая готовность склонять голову перед кем угодно из чужаков, но только не перед представителем своей среды, в которой со времён местничества утвердилась жесткаяя конкуренция.

    Семибоярщина как явление и форма правления получила негативную оценку в истории. Очевидно, что в трудные для страны времена, как в те, когда вчерашние союзники шведы шли и захватывали русские города, наёмники немцы на поле боя переходили на сторону врагов-поляков, а собственные жадные до власти ватажки разоряли землю - нужна крепкая единоличная власть с опорой на широкие слои. Говорят, что история циклична, но необязательно повторять один и тот же сценарий, обладая историческим знанием. Даже когда складываются схожие предпосылки, нет нужды проходить все этапы - можно сделать "монтаж". Напомню, что именно после преодоления смуты значение бояр начало падать, а значение служилых людей, напротив, начало возрастать.

    Общий уровень срача на нашей стороне баррикад - это, конечно, симптом неуверенности в себе, который проявляется в желании выплеснуть все свои страхи и опасения хоть каким способом. Не получается бить чужих так, как хочется - будем бить своих, - и трудно кого-либо судить за это бессознательное желание облегчить душу.

    Нам, с Донбасса, хорошо - мы уже давно адаптированы к неизвестности и неопределённости. Нам точно никто ничего не обещал ни в четырнадцатом, ни позже - и нынешняя ситуация кажется нам намного более определённой. Но мы же выдержали? Хотя сейчас особенно ясно, что двигани противник на нас инициативно - проглотил бы, не поперхнувшись. Так что и всем, у кого сейчас истерика, советую поджать сфинктеры, сжать зубы и держать удар.

    Советский период - это моё детство, юность.... Как от этого отречешься? Тут целая гамма чувств, не поддающихся учёту и систематизации. Можно по разному относиться к советскому государственному строю, но есть одно непреложное обстоятельство, выгодно отличавшее его от всех других периодов - низкий уровень коррупции (низкий, потому что помним про хлопковое дело).

    Мне известна история с парком Победы в Севастополе, как через первого генподрядчика украли почти миллиард...Дмитрий Медведев, обращаясь к чиновникам, однажды не выдержал: я понимаю - двадцать процентов откатов, - но пятьдесят? - имейте совесть...
    Не исключено, что придёт время, и у нас появится много новых дворцов молодёжи из объектов недвижимости, нажитых непосильным трудом, когда их владельцам станет на Родине некомфортно.

    Особенно сейчас этот вопрос архиактуален, но очевидно, что это наша историческая болячка. Пётр Первый, уставший от казнокрадства, хотел вешать всякого, кто украл даже размером в стоимость верёвки с мылом, но Меньшиков отговорил: ты так, государь, без подданных останешься. Позже Карамзин одним словом описал российскую действительность - воруют...
    Как вы думаете, - сумеем приглушить болезнь хотя бы до Победы?

    Подробнее »
  • Патриотизм, если он не чувство

    Два дня назад противник снова пытался занять одну из наших позиций - не даёт она ему покоя. Дважды за день безуспешно атаковал, чем разозлил нас основательно - вчера решили вместе со смежниками вразумить его, танком размотали два его опорника, а ночью накрыли градом. После танковых попаданий БК долго детонировал на их позициях, результат работы града туман на дистанции не позволил рассмотреть.

    Тут в очередной раз хочется восхвалить фронтовую дружбу, которая иногда завязывается самыми причудливыми способами. С нынешними смежниками, как только они заступили на наш участок, мгновенного понимания не возникло - случился даже разговор "на повышенных". Это мелочи по сравнению с тем, когда свой внезапный блокпост нас расстреливал - зато разбирательство поспособствовало быстрому установлению взаимопонимания: " Ах ты, царица полей! - Кажись, свой... "

    Патриотизм, если он не чувство, а средство - уродливое явление. Утилитарный патриотизм - одна наша крайность. Вторая - наша духовная слепота. Наша "тонкая" прослойка не любит власть и переносит свою нелюбовь на всё, что власть делает. Они любят чувствовать себя свободными от гнёта, но не осознают, что становятся несвободными от стереотипов. Это всё равно, как прийти в тюрьму к Чикатило и устроить ему выездной концерт из макаревичей и гребенщиковых только за то, что власть его посадила, закрыв глаза на то, что он творил.

    Я бы хотел вывести всю театральную мишпуху, музыкальную, рисовальную и прочую на большую площадь, и заглядывая каждому в глаза, спрашивать: отрекаешься от предков? Плюешь на их могилы? Впрочем, у каждого свои предки - у кого-то и бойцы РОА... Когда наше культурнутое сообщество попыталось задушить спектакль Полины Агуреевой по мотивам "Живых и мёртвых" Симонова - я окончательно понял, в какой стране мы живём. У Галича, который, кстати, мог бы вполне быть на стороне нашей "тонкой" по чувствам, но толстой по талии прослойки, есть строчки: мы поименно вспомним тех, кто поднял руку. Я бы хотел, чтобы история не забыла, кто какой внёс в неё вклад.

    Подробнее »
  • В последующие после образования ЛДНР годы моё мнение часто не совпадало с мнением тех, кто реально, или номинально управлял Республикой

    В последующие после образования ЛДНР годы моё мнение часто не совпадало с мнением тех, кто реально, или номинально управлял Республикой. За это меня отнесли к разряду "оппозиции", хотя всего-то хотелось, чтобы было правильнее. Взявший на вооружение принцип - больше быть, чем казаться, - я болезненно реагировал, когда наблюдал, как живое начало превращалось зачастую в симуляцию. Вечные игры, вечные манипуляции, называемые политтехнологиями, - вызывали во мне реакцию отторжения. В нас хватало настоящего, чтобы не возникало необходимости прибегать к искусственному, но настоящее взыскательно, а искусственное может приобретать любую форму - из него удобно лепить.

    Война на что-то повлияла положительно, но как горе за счастье впридачу - подчеркнула и "морщины". Нам ещё предстоит понять, как плохо влияют на умы пропитанные властью кабинеты - они настолько способны внушать мысль о незыблемости и подконтрольности, что даже недавний исторический опыт не в силах противодействовать этому внушению. В этой связи мне вспоминается моя встреча с Тарутой, которого в самом начале событий на Донбассе назначили губернатором, снабдив полномочиями душить всё в зародыше. Задушил? Он был убеждён, что посадив лидеров протеста, можно прекратить всё, как будто это не запрос масс породил этих лидеров, а они сами взболтали народные умы.

    Да, не всё гладко в "королевстве датском"... Но когда я смотрю на Украину - мои вопросы к российской системе отходят на второй план. Мой прадед погиб при освобождении Польши, мой дед умер вскоре после войны, вернувшись с фронта израненным, моя страна десятилетиями переживала последствия разрухи, ютясь в тесных бараках и восстанавливая экономику, - какими тварями нужно быть, чтобы наплевать на могилы предков и называть современных карателей именем гитлеровских дивизий, или преклоняться перед гитлеровскими прихвостнями?

    Более того: когда наши собственные молодые и прочие уродцы поглядывают на Украину, как на жертву российской агрессии - я бы с большим удовольствием передал их Украине для восполнения потерь, - на фронте они принесут вреда нам меньше, чем в тылу. Те, кто способен солидаризоваться с иудами - это не те, кто имеет право наследовать нашу землю, за которую пролито столько крови и в прошлом веке, и в нынешнем.

    Подробнее »
RSS
ругие способы установки