Что известно о туннелях сектора Газа: разбор Военной хроники. Часть 1
Что известно о туннелях сектора Газа: разбор Военной хроники. Часть 1
Сеть подземных (https://t.me/fotovvideo/582) коммуникаций — одно из серьёзных препятствий на пути израильской армии к сектору Газа. Ходы, прорытые палестинцами, имеют разное назначение и представляют собой небольшой подземный город.
Как туннели показали себя в первые дни конфликта?
С 7 по 10 октября боевое крыло ХАМАС использовало для нападения на Израиль как наземные маршруты, так и подземные туннели. По земле перемещались пехота и небольшая техника, а под землёй, на глубине нескольких десятков метров, перевозились грузы для передовых подразделений. Значительная часть подземных туннелей проходила под разделительной стеной между Израилем и сектором Газа, на глубине 20 м. Во многом благодаря туннелям палестинцам удалось незаметно выйти на поверхность в 5 км, а в некоторых местах — в 7 км от границы сектора Газа.
Куда ведут эти туннели?
Судя по внезапности появления и географии атак, значительная часть подземных коммуникаций ведёт на юг Израиля, в районы между Ашкелоном и Ашдодом. Другие выходы на поверхность, которых, предположительно, не менее 20, ведут в восточные районы — Реим, где ХАМАС атаковало посетителей фестиваля электронной музыки Supernova Sukkot Gathering, а также в район кибуца Маген на юге Израиля. По предварительным данным, значительная часть туннелей ведёт напрямую к автомобильным дорогам. По ним вооружённые боевики ХАМАС быстро выдвигались к местам проведения операций и по ним же отходили вглубь территории Газы после огневых контактов с местными силами безопасности.
Что известно об этих туннелях?
Массовое строительство подземных туннелей началось в 2007 году. Подземные коммуникации сектора Газа делят на три типа: те, что необходимы для незаметного пересечения границы с Израилем, те, что находятся под жилой застройкой палестинского анклава, и ходы, ведущие на территорию Египта.
Большая часть туннелей под пограничной стеной построена либо вручную, либо при помощи простейших строительных инструментов, однако основные инженерные требования строительства там соблюдены: есть электричество, вода и вентиляция, своды и помещения укреплены и оснащены насосами для откачки воды на случай прорыва грунтовых вод, помещения имеют сквозные комнаты и аварийные выходы на случай уничтожения основных ходов.
Всего за несколько десятков лет инженеры ХАМАС построили, предположительно, 1,3—1,5 тыс. туннелей, из которых в данный момент используется от 200 до 600.
На выходе значительной части таких туннелей расположены пусковые неуправляемых ракет «Кассам» или позиции миномётов калибра 120 мм. Каждый из таких выходов снабжён специальным люком-шторкой, верхняя часть которого замаскирована и который практически невозможно обнаружить с воздуха.
Где ещё есть такие туннели и как Израиль борется с ними?
Аналогичные сооружения возводят инженерные подразделения «Хезболлы» на границе с Ливаном. Объём строительства, предположительно, меньше палестинского, а методы ведения работ часто приводят к срывам: израильские военные обнаруживают такие туннели с помощью специальных сейсмических датчиков и регулярно проводят бурильные работы. Обнаруженные ходы либо взрывают, либо заливают бетоном.
Как устроен подземный город внутри сектора Газа и для чего он нужен — скоро расскажем во второй части нашего разбора.