Химера национального единства украинцев или социологическая война
Сегодня украинская власть использует социологические исследования, как веский аргумент правильности своей политики. Еще бы, согласно этим исследованиям, граждане Украины не хотят никакого мира с Россией и верят в скорую победу, они не хотят ни выборов, и вообще проявляют устойчивое единогласие и единство. И тут возникают два аспекта обсуждения этих исследований. Во-первых, означает ли это, что если граждане Украины, согласно таким исследованиям, допустят возможность поедания врагов и преступников, то легализация каннибализма неизбежна? Во-вторых, не являются ли эти исследования попросту дешевым враньем и манипуляцией? Вот со второго аспекта и начнем.
Опрос специально обученных людей.
Вырабатывая рефлексы у несчастных собачек, академик Иван Павлов их кормил и воздействовал током. Украинская власть поступает жестче, и уже давно никого не кормит, но никогда не пропускает случая дать по мозгам своим гражданам. Средний украинец без всяких социологических опросов знает правильный ответ, и что с ним будет, если он его не скажет. Вот, например, если посмотреть современную украинскую социологию, то неискушенному читателю может показаться, что общество едино и идет «рождение и объединение нации». Так, исследования центра Разумкова за март 2023 года говорят, что 93% украинцев верят в победу Украины на войне. Агентство «Рейтинг» дает вообще 97% за февраль 2023 года.
При этом все исследования показывают, что настроения украинцев радикализируются, и большинство из них считает победой исключительно выход на границы 1991 года (74% агентство «Рейтинг»), при этом Россия должна еще и восстанавливать Украину после войны, выплачивая репарации (89% «Рейтинг»). Резко изменилась оценка вектора Украины: так, у центра Разумкова 61% респондентов считают, что страна движется в правильном направлении, когда до СВО то же исследование отмечало, что 65,5% украинцев считали, что страна движется в неправильном направлении (разворот общества на 180 градусов). Короче, украинский гражданин прозрел и понял всю правоту радикалов и неонацистов. Читай: если страна воюет и разрушается, то она движется в правильном направлении. Такая вот логика.
А теперь давайте посмотрим, кого спрашивают. Мнением миллионов граждан, покинувших страну, социологи, естественно, не интересуются, а это такой «пустяк», как от трети до половины населения. Причем далеко не все они выехали за рубеж с началом активных боевых действий, массовая миграция из страны произошла гораздо раньше, когда команда Зеленского начала репрессии по отношению к инакомыслящим, и люди, почувствовав приближение большой беды, потянулись за границу. Прочим сказали делать «ку» и радоваться.
Итак, у «Рейтинга» в вышеуказанном исследовании 77% респондентов не покидали место своего проживания с 24.02.2022. Но реально больше половины населения Украины, по данным ООН, перемещались во время СВО. Более того, 75% опрошенных не имеют родственников, которые в течение СВО уехали за границу, а 67% не имеют несовершеннолетних детей (Кого они там опрашивают? Клиентов дома престарелых?). Получается, что мы имеем дело со специфическим контингентом, дающим определенные цифры. Хотя будем справедливы: спросить можно только того гражданина, кто не в бегах, и тех, кто за судьбу своих детей не боится.
Но если такое единодушие, то почему украинцы массово бегут за рубеж, скрываются от военкомов и согласны платить им баснословные взятки? Почему эти явления никак в социологии не представлены? Возможно, единодушия добиваются не только от граждан, но и от самих социологов?
Отвечать, не приходя в сознание.
При этом все исследования показывают увеличение тревожности и ухудшение эмоционального фона оставшихся украинцев. 81% респондентов «Рейтинга» зафиксировали ухудшение. Как так, Украина побеждает, обязательно победит, а тут уныние? Улучшение только у 2%. Очевидно у тех, кто зарабатывает на войне. 72% говорят, что им нужна психологическая поддержка. Это здоровое общество?
То есть, большинство остатков украинского общества психологически неуравновешенно. Можно возразить — в стране идут боевые действия, и люди, естественно, боятся за себя и близких. Тогда откуда такая фанатичная вера в победу? Правильнее будет предположить, что эта ситуация — ничто иное, чем инфантильное бегство от реальности. И играть на этой нездоровой реакции общества просто преступление.
То есть, украинская власть добивается от граждан не сплочения, а массовой истерии, которую использует в системе международного попрошайничества. С помощью этого средства Европе устроили истерику, заставляя простых европейцев делиться с украинскими гражданами и более не мечтать о процветании и нормальном развитии своих стран. Эта истерия направлена именно на вызов в европейцах чувства страха перед Россией и вины перед Украиной. Испуганными и сбитыми с толку гражданами европейских стран легче управлять, особенно из-за океана. Поэтому украинская истерия — это способ прикрыть интересы США в Европе.
Украинцы верят в войну больше, чем украинской власти.
Хорошо видно, что в оставшихся украинцах воспитали не столько культ своей страны, сколько культ войны. Начнем с того, что во всех исследованиях рейтинг доверия армии всегда существенно выше рейтинга доверия Зеленскому (У «Рейтинга» 89% против 58%). Получается, что армия не так уж и ассоциируется с Зеленским, он защитником (организатором защиты) для многих граждан не является. И эта тенденция налицо. В целом, доверие к Зеленскому падает: в апреле 2022 – на 74%, в феврале 2023 — на 58% («Рейтинг»). Центр Разумкова показывает меньший разрыв — 96% у ВСУ и 83% у Зеленского, тем не менее, разрыв все равно ощутимый и существенный. Но это когда на фронте ситуация разворачивается медленно. Можно легко предположить, что любая военная неудача обвалит рейтинг Зеленского в первую очередь. Значит, он уже сейчас не объединяет общество, он не вождь и легко станет заложником обстоятельств, которые сам же и создал.
Интересно и отношение к власти, которое войны напрямую не касается. Тут совершенно нет никаких победных цифр. Так у центра Разумкова 66% граждан считают, что с начала войны власть хуже справляется с коррупцией, а 48% убеждены, что правосудие ухудшилось. То есть, коррупция растет, правовой беспредел тоже, но граждане верят в победу (Победу чего? Коррупции и беззакония??!!). Кстати, контроль за восстановлением разрушенной инфраструктурой центральной власти доверили бы 19% граждан. А вот международным организациям 57% («Рейтинг»). То есть власти, которая победит, не доверяют. Значит, очевидно, надеются, что победит не власть, а, например, «западная цивилизация» или как-то еще. В том же исследовании направление реконструкции территорий центральной власти отдают приоритет всего 9%, а 54% вообще никакой не власти, а гражданам, проживающим на этой территории.
Результаты опроса (Фонд «Демократические инициативы» и социологическая служба Разумкова 23-30 марта 2023 года) показали, что 11% наполняются надеждой от получения оружия из-за рубежа, а 10% питают оптимизм из-за поддержки других стран в целом. Из этого можно предположить, что оставшиеся украинцы не столько приветствуют свою государственную независимость, сколько движение, «хоть тушкой, хоть чучелом» в Европу. То, что за это движение в Европу будет заплачено жертвами среди сограждан, большинство оставшихся украинцев, скорее всего, не заботит. Для них Запад — некий рай, град на холме, сторона добра, а если кто-то пал жертвой, то просто не вписался, как раньше масса граждан не вписывались в рынок. Что делать? В свое время Гитлер считал массовую гибель своих солдат весьма допустимой и оправдываемую великой целью.
Эти угрожающие 30%.
Но даже такая косая, кривая и параноидальная социология вселяет ужас у украинских политтехнологов. Вот что пишет один из них, Юрий Вишневский: «Нужно готовиться к тому, что после освобождения оккупированных территорий мы будем иметь в среднем по стране более 30% защитников московской церкви и столько же сторонников «возобновления дружбы с Россией». И доблестный пропагандист призывает к контрпропаганде. Он требует нести в народ «простые истины, которые десять лет назад выглядели сомнительными, но получили полное доказательство 24.02.2022». А истину Вишневский видит в том, что если бы не было майдана, то поглощенная Россией Украина все равно воевала бы, но только против Европы.
То есть, данный пропагандист никакой субъектности у Украины в упор не видит. Раз уж, рассуждает он, украинцы — «пушечное мясо», то пусть это будет западное пушечное мясо, а не российское. Так именно этим украинская власть сегодня и занимается: продает своих сограждан тому, кто дороже заплатит. А интересы украинцев, как и суверенитет страны, этими господами не рассматриваются. Ничего личного, только бизнес.
Но вернемся к «страшным» 30%. До того, как украинские социологи полностью попали под власть, в начале 2020-х годов были проведены исследования, которые показали, что даже если Украина сожмется до размеров небольшого села, то и там, вне зависимости от региона, сторонников России будет не менее 30%.
Почему? Да все просто: куда границу Украины не двигай — на востоке будет Россия. И она всегда найдет своих сторонников. А социальный механизм прост: Россию выбирают прагматики, а прагматизм — это национальная черта украинцев. Кто сомневается, пусть заглянет в историю и посмотрит, сколько раз украинцы выбирали Россию, а сколько Запад. И это — простые истины, которые убедительно выглядят всегда, как бы история не повернулась.