Военный переворот в Буркина-Фасо: цена невыполненных обещаний
Военный переворот в Буркина-Фасо: цена невыполненных обещаний
Утром 30 сентября стало известно о втором за год военном перевороте в Буркина-Фасо. После нескольких часов перестрелок военнослужащие блокировали административный центр Уагадугу, захватили военную базу Баба Си и взяли под контроль студию государственной телекомпании.
Днем президент переходного совета полковник Поль-Анри Сандаого Дамиба сообщил, что «военные создали запутанную ситуацию» и заявил о переговорах с бунтовщиками. К 19.00 в эфир вышли лидеры восстания во главе с капитаном Ибрагимом Траоре.
Кто такой Ибрагим Траоре?
▪️Мусульманину Траоре 34 года, он капитан ВС Буркина-Фасо с большим авторитетом среди других военнослужащих.
▪️После окончания Университета Уагадугу в 2010 году он пошел служить в артиллерийский полк, дислоцированный в городе Кайа.
▪️В 2014 году получил звание лейтенанта, а в 2020-м — капитана.
▪️С момента возникновения «Патриотического движения за сохранение и восстановление» является членом организации, а в марте 2022 года назначен командиром артиллерийского полка.
▪️Ибрагим Траоре проявил себя во время военной операции «Отапуану» в 2019 году в Восточном регионе. Также участвовал боевых действиях против террористов в регионе Сахель и на севере Буркина-Фасо.
Вместе с другими участниками нового переворота обвинил полковника Дамибу в «опасном выборе», который постепенно ослабил систему безопасности страны.
«Бюрократическая волокита, которая характеризовала павший режим, усилилась в переходный период, что поставило под угрозу операции стратегического характера», — гласит заявление.
Путчисты объявили о смещении Дамибы, введении комендантского часа, роспуске правительства, закрытии национальных границ и приостановке действий Конституции и Дорожных карт по трансферту власти.
Параллельно на окраинах столицы прошли стихийные митинги в поддержку очередного переворота. Протестующие с флагами Буркина-Фасо и России называли Дамибу «предателем» и требовали обратиться к Москве за помощью в борьбе с джихадистами. Что, по правде, уже стало местной традицией.
Причины переворота
Одной из главных причин свержения Дамибы его же сослуживцами из «Патриотического движения за сохранение и восстановление», как бы банально это ни звучало, стал полный провал его программы по борьбе с терроризмом. Ещё в феврале мы предсказывали конец правления полковника в случае невыполнения обещаний по наведению порядка «жёсткой рукой».
▪️После прихода Дамибы к власти армия не смогла сдержать наступление террористов.
С февраля по август в результате терактов и нападений исламистов только по известным данным были убиты 274 военнослужащих и гражданских лиц.
▪️Влияние боевиков из «Джамаат Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин» и местного филиала ИГ распространилось на 10 из 13 регионов страны, а территория Буркина-Фасо стала плацдармом для совершения атак на Бенин и Того.
▪️Вооруженные силы не получили обещанного переоснащения иностранной техникой.
▪️Помимо непопулярных в офицерской среде перестановок в сентябре Дамиба взял на себя полномочия министра обороны. Ситуацию это, конечно, не переломило.
Не последнюю роль сыграла и профранцузская позиция Дамибы, которая на волне антиколониальных настроений во всем Сахеле не сулила ему ничего хорошего.
Ещё до начала стрельбы появились слухи о том, что бывшего президента переходного совета спасли именно подразделения Пятой республики, дежурившие в нескольких километрах от Уагадугу. Согласно тем же данным, с 6 часов утра Дамиба находился в некоем безопасном месте под охраной французских военнослужащих.
Кризис безопасности в стране — это также проблемы Мали, Нигера (а вместе с ними и всей Западной Африки), поскольку террористы используют район трех границ для практически беспрепятственного перемещения между странами и вербовки новых боевиков среди униженных и оскорбленных местных жителей.
И кто бы ни встал сейчас у власти в Уагадугу, в одиночку победить терроризм ему вряд ли удастся.