AZVO
Добро пожаловать
Вход

Радиоэлектронная борьба в войне во Вьетнаме

Радиоэлектронная борьба в войне во Вьетнаме.

В войне во Вьетнаме американское военное командование, рассчитывая на легкую и быструю победу, вначале применяло самолеты тактической и палубной авиации без достаточного количества средств РЭБ.

По мере возрастания напряженности боевых действий увеличивались интенсивность радиоэлектронной борьбы и расходы на разработку и производство средств ее ведения. На основании анализа зарубежной печати, в зависимости от способов, интенсивности, применяемой техники и тактики ведения радиоэлектронную борьбу в войне во Вьетнаме можно разделить на три этапа.

Первый этап охватывал период с августа 1964 года (начало открытой агрессии США против ДРВ) по 1967 год и характеризовался ограниченным применением в основном устаревших средств РЭБ. В этот период ВВС США стремились путем воздушных бомбардировок разрушить промышленность, железные и автомобильные дороги, дезорганизовать систему ПВО, деморализовать население республики и сорвать оказание
военно-экономической помощи партизанам Южного Вьетнама.

Первоначально тактическая и палубная авиация, используя свое абсолютное господство в воздухе и то, что в ДРВ не было зенитных ракет, наносила систематические удары по населенным пунктам, объектам ПВО и позициям радиолокационных средств на территории ДРВ. Удары наносились в основном в светлое время суток большими группами по 40-50 самолетов, следовавшими к целям практически без прикрытия радиопомехами на высотах 5000-7000 м, превышающих верхнюю границу зоны поражения малокалиберной зенитной артиллерией. Благодаря все более увеличивающейся помощи Китая и Советского Союза, противодействие северо-вьетнамской системы ПВО постоянно росло. В июле 1965 г. впервые был применен новый вид оружия, внесший существенные коррективы в ход воздушной войны – советский зенитно-ракетный
комплекс С-75. Для снижения потерь от ЗУР экипажи применяли противоракетный маневр путем переворота через крыло или разворота в сторону атакующей ракеты, а также использовали средства РЭП.

Радиоэлектронная борьба в начале боевых действий американской авиации в ДРВ ограничивалась в основном оповещением ударных и разведывательных самолетов об облучении радиолокационными станциями. Для этого использовались аппаратура предупреждения, обнаружительные радиоприемные устройства и станции радиоразведки. Насамолетах ВВС F-105D, F-4C, F-100, EB-66C применялись радиоприемники AN/APR-25, а на самолетах ВМС А-4А, -4С, -4Н, ЕС-121А радиоприемники AN/APR-23 (-27). Эти средства позволяли обнаруживать и предупреждать экипажи об облучении самолетов РЛС, работавшими в диапазоне от 200 до 10000 МГц. В дальнейшем некоторые самолеты применяли усовершенствованные станции AN/APS-105 (-107), обеспечивающие обнаружение и анализ излучения, пеленгование РЭС, предупреждение экипажей о радиолокационном облучении самолетов, определение тактического назначения и координат обнаруженных РЛС, а также вывод самолетов в район их позиций и пуск противорадиолокационных ракет.

Наряду с аппаратурой предупреждения об облучении РЛС и радиоразведки на самолетах начали использоваться средства радиопомех. В соответствии с военной доктриной США пятидесятых годов роль основной ударной силы отводилась стратегической авиации, самолеты
которой оборудовались многими типами средств радиопомех. Однако большие потери тактической авиации во Вьетнаме заставили США пересмотреть эту доктрину. Средствами радиопомех начали оснащаться все самолеты тактической авиации. В 1965 году в спешном ипорядке были изготовлены, направлены во Вьетнам и установлены на истребителях-бомбардировщиках 50 передатчиков шумовых помех AN/QRC-160-1 и AN/QRC-160-2, работающих в диапазонах 1550-5000 и 8500-10200 МГц. В этот период группы тактической авиации по 30-40 самолетов, наносившие удары по объектам ДРВ, защищаемым зенитными средствами, прикрывались самолетами ЕВ-66С, создававшими помехи из зон, расположенных за пределами досягаемости зенитного огня.

Самолеты ЕВ-66С применяли по четыре-пять передатчиков шумовых помех сантиметрового и дециметрового диапазонов радиоволн типа AN/ALT-15, -16, AN/ALQ-18 и AN/QRC-279A, перекрывавших диапазон частот от 30 до 10750 МГц, автоматы AN/ALE-24/25, пять радиоразведывательных приемников AN/APR-9, (-14, -25, -26), радиопеленгатор AN/ALA-6 и анализатор радиосигналов AN/АРА-74. Эти средства позволяли вести радиоразведку, подавлять РЭС и контролировать эффективность воздействия радиопомех. Перед налетами авиации самолеты ЕВ-66С совместно с ЕС-121А патрулировавшие вдоль побережья над Тонкинским заливом на высоте около 2000 м, с помощью аппаратуры радиоразведки обнаруживали работу РЛС, определяли момент пуска зенитных ракет и оповещали по радио ударные самолеты, направлявшиеся к целям. Последние, получив оповещение, начинали маневрировать, стараясь уйти ниже зоны поражения ЗУР, чтобы избежать поражения зенитными ракетами. Одновременно часть самолетов наносила удары по обнаруженным РЛС и станциям наведения зенитных ракет.

Несмотря на мощное оснащение средствами РЭП, самолеты РЭБ не всегда с достаточной эффективностью подавляли станции наведения зенитных ракетных комплексов. В связи с этим американцы вынуждены были в состав каждой группы включать один-два самолета со средствами радиопомех, установленными вместо боевой нагрузки. Поэтому, начиная с 1966 г., состав ударных групп уменьшился до 4-6-ти самолетов, один из которых вместо авиабомб нес на пилонах контейнерные средства помех. Однако, как показал опыт боевых действий, средства одного самолета не смогли скрыть радиопомехами даже небольшие ударные группы. В качестве выхода из создавшегося положения командование ВВС США приняло решение установить средства РЭП на каждый ударный самолет тактической авиации. Особенно интенсивные работы по оборудованию самолетов, действовавших во Вьетнаме, развернулись в 1965 году после потери двух истребителей-бомбардировщиков F-105, сбитых самолетами МиГ-17, и в связи с началом широкого применения в системе ПВО ДРВ зенитных ракет.

В 1966 году часть истребителей-бомбардировщиков переоборудовалась в специальные самолеты РЭБ путем установки на них станций помех для подавления РЛС наведения ракет, автоматов выбрасывания радиолокационных отражателей и аппаратуры радиоразведки. Эти самолеты действовали из зон и в боевых порядках нападающей авиации, прикрывая ударные группы. По мере оснащения самолетов средствами РЭБ совершенствовалась и тактика боевого применения.

В этот период самолеты, оборудованные средствами радиопомех, стали совершать полеты в плотном строю, что позволило активными помехами высокой плотности прикрывать ударные группы авиации. Групповое прикрытие осуществлялось постановщиками активных помех ЕВ-66А с удаления от 60 до 120 км. В результате, на экранах постоянно наблюдались засветки от пассивных помех – от узкой полосы до яркого равномерного свечения всего экрана использовании мощных активных помех индивидуальной защиты истребители-бомбардировщики сбивать практически не удавалось.

Изменились взгляды и на применение средств радиопомех для подавления РЛС и систем радиосвязи. Установили, что выборочное подавление радиосвязи авиации противника не всегда дает высокую эффективность. Поэтому подавление ее следует предусматривать не на отдельных направлениях налетов и против отдельных важных воздушных целей, а во всей зоне действий самолетов противника, как предусматривалось это раньше.

В целом, в 1966 г., в результате интенсивного применения американской авиацией средств РЭБ даже по советским оценкам число ракет на поражение одной цели возросло почти на порядок, достигнув 12-15 ЗУР на сбитый самолет. Основными причинами снижения эффективности стали: трех- четырехкратное увеличение ошибок наведения при ручном сопровождении цели, единственно действенном в условиях применения мощных активных помех; ухудшение точности наведения на маловысотные цели при использовании режима наведения с боковым расположением метки цели на угломестном экране.

 

На втором этапе, в 1967-1968 годах, американские самолеты применяли более совершенные средства РЭБ. Тактическая авиация стала использовать контейнерные станции AN/ALQ-72 для создания шумовых помех, модулированных частотой сканирования антенн РЛС. Некоторые истребители-бомбардировщики применяли одну-две контейнерные станции AN/ALQ-71, -72, -87, -101, создававшие маскирующие и дезинформирующие помехи в диапазонах 3-5 и 10 см, обнаружительные радиоприемники AN/APR-25, -26 и станции радиоразведки AN/ALR-17, пособные обнаруживать излучение РЭС в сантиметровом и метровом диапазонах волн.

В США началось производство новых станций AN/ALQ-100, создающих шумовые и имитирующие помехи для срыва автосопровождения целей РЛС наведения ЗУР. К июню 1967 г. станциями помех были оборудованы почти все ударные самолеты, действовавшие во Вьетнаме. Более интенсивно начали совершать полеты самолеты РЭБ, имевшие на борту от 12 до 15 передатчиков помех метрового, дециметрового и сантиметрового диапазонов волн, предназначенных для подавления РЛС разведки, целеуказания и наведения ЗУР, по два автомата выбрасывания дипольных отражателей и тепловых ловушек, а также разнообразную аппаратуру разведки РЭС.

Например, самолеты ЕА-6А "Интрудер" применяли станции помех радиосвязи AN/ALQ-92 и станции шумовых и ответных помех AN/ALQ-31, -71,-76 для подавления РЛС, автоматы AN/ALE-32, обнаружительные радиоприемники AN/APR-25 и станции радиоразведки AN/ALR-15 Эти самолеты поддерживали действия палубных штурмовиков и тактических истребителей, ведя разведку и создавая помехи РЭС ПВО.

Самолеты ЕА-6В "Проулер" применяли станции шумовых и дезинформирующих помех AN/ALQ-100 для подавления РЛС, станции помех AN/ALQ-92, автоматы AN/ALE-29 для выбрасывания дипольных отражателей, инфракрасных ловушек и миниатюрных передатчиков помех.

На них также использовались станции AN/ALQ-86, обеспечивающие обнаружение, перехват, анализ радиосигналов в широком диапазоне частот и выдачу данных о параметрах и местоположении РЭС в реальном режиме времени. Анализ радиоэлектронной обстановки и управление самолетными средствами РЭБ осуществлялись с помощью ЭВМ. Станции AN/ALQ-92 создавали помехи УKB авиационной радиосвязи в диапазоне волн от 30 до 300 МГц, станции AN/ALQ-99 – маскирующие шумовые прицельные и заградительные помехи РЛС дальнего обнаружения и наведения, а AN/ALQ-100 – маскирующие и ответные помехи РЛС в сантиметровом, дециметровом и метровом диапазонах волн. По утверждению печати, средства РЭП самолетов позволяли подавлять РЭС с быстрой перестройкой работающих в широком диапазоне частот. С авианосцев 7-го флота США, кроме самолетов ЕА-6В (по 3-4 самолета на авианосце) действовали палубные штурмовики А-4,-6,-7 и истребители-бомбардировщики F-4, оборудованные средствами РЭБ.

Расширение масштабов, повышение интенсивности РЭБ и увеличение количества обеспечивающих и отвлекающих самолетов позволили ударной авиации, начиная с 1967 года, летать к объектам на средних высотах, от 3 до 5 км. В результате улучшились условия обнаружения целей, увеличился радиус действия и снизилась уязвимость самолетов от малокалиберной зенитной артиллерии и крупнокалиберных пулеметов.

Претерпела изменение и тактика ведения РЭБ. Перед нанесением ударов авиации по объектам, защищаемым зенитными комплексами, самолеты ЕВ-66Е или ЕС-121А проводили предварительную разведку, определяя параметры излучения и позиции РЭС зенитных ракетных комплексов и батарей зенитной артиллерии.

Написать комментарий

Комментарии

Комментариев нет. Будьте первым кто оставит комментарий.
RSS
ругие способы установки