О демаркации морских границ между Израилем и Ливаном: спор закончен? — Часть 1
О демаркации морских границ между Израилем и Ливаном: спор закончен? — Часть 1
11 октября официальные лица Израиля и Ливана при посредничестве спецпредставителя США Амоса Хохштейна достигли договоренности по поводу демаркации морских границ между странами.
Основным камнем в многолетних переговорах были газовые месторождения в Средиземном море и вопрос их принадлежности. По нынешнему соглашению морские границы пройдут по линии 23. Подписание договора предварительно запланировано на 26 октября. Израильские власти получат контроль над месторождением «Кариш», а Ливан забирает себе залежи «Кана», хотя и с некоторыми нюансами.
Так как «Кана» пересекает установленную границу по линии 23, Израиль получит право на часть прибыли от продажи ресурсов в рамках контракта с французской компанией Total. Размер выплат будет регламентироваться при посредничестве американского правительства.
Кому выгодна сделка?
Ещё в июле мы рассказывали о перспективах для каждой заинтересованной стороны. С того момента картина практически не изменилась.
Израиль
Для властей страны сделка — большой успех: спустя годы территориальных споров правительство на законных основаниях сможет начать разработку месторождения «Кариш». Благодаря соглашению с Total израильтянам не нужно тратить ресурсы на разработку и строительство инфраструктуры для добычи газа.
При глобальном энергетическом кризисе месторождения помогут Израилю обеспечить собственные потребности в углеводородах. Планы экспорта в Европу вызывают сомнения: запасы газа у побережья составляют чуть более 68 млрд кубометров, что недостаточно для одновременного удовлетворения внутренних нужд и продажи за рубеж.
США
Американское руководство вновь продемонстрировало посреднические возможности на Ближнем Востоке, обеспечив разрешение территориального спора между странами, официально находящимися в состоянии войны.
Администрации Байдена было важно выступить главным медиатором всех региональных споров, особенно — перед промежуточными выборами в Конгресс. И с этой задачей в Вашингтоне справились.
А что получит Ливан?
Ливанские власти не только де факто потеряли более 1800 квадратных километров в море: по-прежнему неизвестно, сколько же кубометров газа содержится в месторождении «Кана».
По самым оптимистичным оценкам его запасы могут достигать более 424 млрд кубометров, что в идеале это позволит властям в Бейруте зарабатывать до 6 млрд долларов ежегодно в течение 15 лет. Вот только по соглашению часть суммы будет уходить Израилю, а остальная отправится на покрытие колоссального государственного долга в 100 миллиардов долларов.
Впрочем, непрекращающийся с 2019 года политический и экономический кризис фактически не оставил ливанским властям выбора. Для правительства страны даже мизерная возможность получить хоть какую-то прибыль — спасительный круг, призванный хоть как-то выправить ситуацию.