AZVO
Добро пожаловать
Вход

Об участии американских пилотов в конфликте на Украине

Об участии американских пилотов в конфликте на Украине
Часть 1 — Возможные сценарии

На прошлой неделе в украинском сегменте интернета начали тиражировать информацию о готовности отставных американских лётчиков сражаться против России в небесах Украины. Ссылались на отставного подполковника американских ВВС Дэна Хэмптона .

Дэн Хэмптон (позывной Two Dogs) служил в ВВС США с 1986 по 2006 годы и был пилотом истребителя F-16. За 20 лет он совершил 151 боевой вылет и набрал 726 часов полётов, приняв участие в операциях ВС США в Персидском заливе, Ираке и Югославии.

Насколько сценарий привлечения отставных лётчиков реален?

С момента начала СВО на Украине действия США и союзников отличались размеренностью и последовательностью. Каждая поставка какого-либо нового вооружения или решение о задействовании наемников под видом добровольцев сопровождались информационной кампанией, направленной на проверку реакции России и подготовкой плацдарма к реализации плана.

Сейчас ситуация аналогична той, что была перед передачей дальнобойных гаубиц М777, высокоточных РСЗО HIMARS и М270 MLRS, БМП Bradley и танков Abrams и Leopard. Перед фактической отправкой шла оживленная дискуссия, подогревающая интерес украинской аудитории и формирование искусственного запроса к странам НАТО по поводу предоставления той или иной помощи.

Едва ли Дэн Хэмптон заявил бы о готовности участвовать в конфликте на стороне ВСУ вместе с другими лётчиками без санкции Белого дома. И уж точно едва ли подконтрольные государству СМИ начали бы целенаправленную кампанию по раскачке подобной истории. Хэмптон, скорее, подаёт пример для остальных.

Слова о перспективе привлечения частных компаний также неслучайны: сам он после отставки работал в ЧВК. Вариант использования штатных пилотов под видом наемников — идеальное прикрытие для властей США. Поэтому участие «бывших» американских летчиков в боях против России возможно.

Чем чреват такой вариант?

Развитие событий в таком ключе фактически является подготовкой к будущей передаче на нужды воздушных сил Украины самолётов тактической авиации западного производства, включая F-16, Eurofighter Typhoon, Gripen и Mirage — особенно при затягивании боевых действий.

До того момента, пока украинские экипажи будут проходить обучение, «добровольцы-наемники» запросто смогут участвовать в конфликте на востоке Украины под видом украинских граждан, прошедших учебу в США. Таким образом страны Запада смогут наиболее плавно внедрить свои самолёты и нивелировать проблему отсутствия опытных пилотов в бою.

Насколько велика угроза?

Действительно, в рядах стран НАТО есть опытные и способные лётчики, однако их возможности не стоит переоценивать (впрочем, как и нельзя недооценивать). Регулярная американская армия не участвовала в конфликтах высокой интенсивности со времён войн в Персидском заливе, Югославии и Ираке.

В 1990-х было подобие современной эшелонированной системы ПВО у иракской и югославской армий, при которых интенсивно задействовалась авиация. Опыт дальнейших конфликтов в Афганистане, Ираке, Ливии, и уж тем более борьба с ИГ, едва ли сюда подходит из-за разительно отличающейся концепции применения военно-воздушных сил.

С тех пор, когда американские летчики, такие как Хэмптон, участвовали в полноценной войне, прошло уже более 20 лет. Дэну Хэмптону в следующем году исполнится 60 лет. Каким бы опытным он не был, как бы хорошо он не знал свой истребитель, его реакция и физические возможности с годами, мягко говоря, снизились.

И опыт реального ведения боя против эшелонированной системы ПВО в условиях противостояния ещё и истребительной авиации противника придётся нарабатывать в поле.

Часть 2 — А что насчёт тактики?

Пилоты ВВС США и НАТО заточены на задействование в составе единой интегрированной системы управления боем. Та завязана на прямом взаимодействии между видами и родами вооруженных сил.

Авиационная группировка НАТО действует в соответствии с концепцией по подавлению ПВО противника — Suppression of Enemy Air Defenses или просто SEAD. Любая крупная операция США и союзников начиналась с борьбы со средствами противовоздушной обороны путем массированных ракетно-бомбовых ударов.

Стратегия НАТО заключается в уничтожении военно-воздушных сил и ПВО, которая при дальнейшем наступлении обеспечивает свободу в передвижении сухопутных войск и беспрепятственную поддержку с воздуха на поле боя. Яркий пример — операция ОВС НАТО «Объединенный защитник» в Ливии.

❗️Сочетание средств спутниковой, радиоэлектронной, радиотехнической разведки вместе с ударной составляющей авиации, флота, наземных сил и их комбинированное применение заложены в концепцию SEAD. Это принцип, построенный на элементарной логике. И увы, по непонятным для нас причинам, со стороны ВС РФ подобный подход был реализован, в лучшем случае, частично.

Концепции тогда и сейчас

На Западе привыкли к всесторонней поддержке в ходе боя со всех компонентов вооруженных сил. В воздухе всегда действуют самолёты ДРЛО Е-3 или Е-7, боевого управления Е-8С, а разведавиация типа RQ-4B или RC-135W постоянно дежурят в воздухе.

Западные партнёры в случае поставки истребителей будут искусственно поддерживать умеренное количество самолетов, чтобы не допускать чрезмерной эскалации.

Концепция НАТО по подавлению ПВО построена на создании численного превосходства в авиации и проведении массированных ракетно-бомбовых ударов по территории противника в течение длительного времени.

Как бы не просили в Киеве, из-за риска бесповоротной эскалации конфликта предоставление сопоставимых объемов огневой поддержки едва ли возможно. Ставка, скорее, будет делаться на максимальное сковывание российской группировки войск и нанесение точечных ударов для вывода из строя критически важных объектов.

Проблемы обучения

Вероятно, американцы из стран Запада станут первопроходцами, которые создадут прецедент для подготовки украинских экипажей на западных самолётах.

Но чтобы освоить всю программу обучения лётчиков в полном объеме в краткие сроки, потребуется больше времени, чем, например, при обучении танкистов или артиллеристов. Это отлично видно на примере подготовки экипажей самолетов советского образца на Украине. Да, опытных лётчиков хватает, но в достатке и тех, кто совершает фатальные ошибки в виду неопытности.

Усилия Запада оперативно подготовить ВСУ по стандартам НАТО вполне объяснимы, но обучить лётчиков — задача совершенно другая. Не говоря уж про отлаживание взаимодействия между ВВС и другими видами и родами ВСУ.

Перспективы

Пилоты-одиночки, конечно, будут представлять угрозу на поле боя: от вчерашних украинских курсантов отличия у них серьёзные. Если будут делать ставку на реализацию концепции SEAD, то возникнет необходимость в значительном увеличении огневой мощи и задействованных сил и средств со стороны ОВС НАТО.

❗️Незаметно провернуть подобное невозможно, а это, повторимся, ведёт к ненужной Западу резкой эскалации обстановки.

Однако при затягивании вооружённого конфликта у стран Запада будет достаточно времени и для подготовки пилотов воздушных сил Украины, и для обучения своих лётчиков ведению боя на украинском ТВД. Да и цель по беспрестанному заработку на конфликте будет решаться.


Написать комментарий

Комментарии

Комментариев нет. Будьте первым кто оставит комментарий.
RSS
ругие способы установки