Об активности боевиков ИГ в Сирии и присутствии США
Об активности боевиков ИГ в Сирии и присутствии США
Несмотря на военный разгром «Исламского государства» на Ближнем Востоке несколько лет назад, боевики террористической организации по-прежнему активны на территории Сирии и Ирака.
Да, сейчас под их контролем нет крупных и даже мелких городов. Большая их часть прячется в пустынных малонаселенных районах провинций Дейр эз-Зор и Хомс в Сирии и Анбар в Ираке.
Но отсутствия достаточных ресурсов в живой силе и вооружении не мешает им регулярно прибегать к тактике набегов, вылазок и диверсий на позиции правительственных войск и объектов нефтегазовой инфраструктуры.
За прошедший год в действиях ИГ прослеживалась четкая тенденция: боевики, в основном, атаковали подконтрольные правительству Асада территории, одновременно практически избегая зоны влияния Турции на севере и США на северо-востоке и востоке Сирии.
С чем это связано?
▪️С одной стороны, американцы с помощью коалиционных сил и курдских «Сирийских демократических сил» (СДС) смогли обеспечить безопасность оккупированных территорий.
Большая часть террористов была либо устранена, либо посажена в тюрьмы. Их родственники и семьи находятся в лагерях компактного проживания под присмотром курдов, как, например, в Аль-Хол.
▪️С другой стороны, возможности ИГ в Сирии и Ираке на данный момент ограничены, а контингент объединенных сил НАТО вместе с курдскими формированиями довольно большой, и наступление на их позиции вынудит их ответить.
▪️Аналогичная ситуация складывается в северных районах Сирии, где орудуют протурецкие группировки и боевики «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ). Несмотря на существующие проблемы администрации Эрдогана с последними, они по-прежнему пользуются поддержкой турецкой армии и обладают ресурсом для борьбы с подпольем ИГ.
❗️На данный момент наиболее удобным противником для «Исламского государства» являются правительственные войска Сирии. Они контролируют большую территорию, однако обеспечить полную защиту всей площади просто не могут.
Экономический и гуманитарный кризис, раздирающий страну уже многие годы, и долгая война серьезно ослабили возможности сирийского правительства — без внешней помощи устранить угрозу терроризма практически невозможно.
К этому добавляется недовольство этноконфессиональной группы друзов и военнизированных формирований в неспокойных южных регионах, таких Дераа, Сувейда и Кунейтра, с которыми был подписан договор об урегулировании отношений в 2018 году, вылившееся в массовые протесты в декабре прошлого года.
То есть на данный момент перспектив к искоренению ИГ в Сирии нет?
К сожалению, это не так уж далеко от правды. Обширные территории, которые используются боевиками для свободного перемещения по Сирии, а также неконтролируемые участки границы с Иорданией, Ливаном и Ираком, создают дополнительные проблемы в борьбе с боевиками — причем не только ИГ, но и других группировок.
При этом боевики ИГ расширяют арсенал применяемого вооружения: в ходе атаки на автобус с работниками нефтяного предприятия на востоке от Дэйр-эз-Зора был использован ПТРК «Фагот», вероятно, закупленного на «черном рынке» из Украины, что практикуется контрабандистами в Сирии.
Для наиболее эффективного результата необходимы усилия всех соседних с Сирией стран и воинского контингента ВС США и НАТО из-за их обширного контроля в провинциях Хасеке и Дейр эз-Зор, что фактически нереально.
Американцы не заинтересованы в таком сценарии. Наличие дестабилизирующего фактора в лице ИГ позволяет оправдывать свое присутствие в Сирии и Ираке, продавливать интересы США на Ближнем Востоке и продолжать выкачивать ресурсы из нефтяных месторождений на востоке страны.
А призывы к США по поводу вывода войск из Сирии и Ирака на данный момент бесперспективны: в борьбе с терроризмом это не поможет, а только ещё больше дестабилизирует обстановку. Ведь правительственные силы в случае ухода США не в состоянии занять всю эту территорию, которая в настоящее время находится под контролем СДС.