ЗЕЛЕНСКИЙ НЕ ПОЙДЁТ НА КОМПРОМИССЫ Олег Царёв – о мотивах украинской власти
Олег Царёв
Один из самых информированных украинских политиков, оказавшихся в политической эмиграции, рассказал о закулисных политических процессах на Украине, роли олигархов, конфигурации власти, поделился видением развития событий.
– Олег Анатольевич, удалось ли восстановить здоровье после покушения? Появилась ли у вас наконец охрана?
– Спасибо, чувствую себя хорошо. Про вопросы своей безопасности я не хотел бы говорить, думаю, не нужно объяснять почему.
– Сейчас российская армия уже в 8 км от границы Днепропетровской области. Учитывая её довольно быстрое продвижение к западу от Донецка, не исключено, что уже в этом году российские подразделения вступят на территорию Днепропетровщины. Насколько реалистично суждение, что Днепропетровская область станет приоритетным направлением для российской армии?
– После освобождения Покровска откроется дорога в Днепропетровскую область. Первый достаточно крупный населённый пункт – Павлоград. Но думаю, что быстрее мы возьмём Курахово. От Днепропетровска до Курахово идут дороги через степи. По пути несколько ПГТ : Покровское, Просяная, Васильковка и Синельниково. На самом деле через Курахово путь на Днепропетровск проще. Думаю, если бы Днепропетровск был приоритетным направлением, на него пошли бы, не дожидаясь взятия Красноармейска-Покровска.
– Что вам известно о сегодняшних настроениях жителей Днепропетровска, Кривого Рога, Павлограда, Новомосковска и других городов области? Какова степень поддержки России на этой территории?
– Я могу судить об этом по большому количеству подписчиков из Днепропетровска в моих социальных сетях. Хотя, конечно, немало там и представителей украинских спецслужб, которые пытаются выявить инакомыслящих. Но по комментариям заметно – многие ждут Россию. Подписчики обсуждают ситуацию, высказывают своё мнение, а оно совсем не совпадает с нарративами Зеленского – Ермака.
Много тех, кто нас ждёт. А сколько там политических заключённых! Сегодня только по этим показателям я могу судить о степени поддержки России.
– А что можно сказать о количестве проукраински настроенных?
– Дело в том, что в Днепропетровской области на украинском языке говорили единицы. У нас был распространён суржик, который мало чем отличается от ростовского суржика. Он похож на русский язык, только немного странноватый, на украинский манер. А вот настоящих бандеровцев можно было пересчитать по пальцам. Но после стольких лет накачки картина поменялась. Киевский режим старается отправить как можно больше людей в ВСУ, вовлечь в своё идеологическое поле. Зеленскому нужно, чтобы призванные в армию поверили, будто воюют с захватчиками. Это не могло не повлиять на умы жителей Днепропетровщины. Конкретных цифр назвать не могу, так как никаких независимых соцопросов попросту не существует. Можно что-либо понять лишь по косвенным признакам.
Люди запуганы. Представляете, что будет, если кто-то выскажется за дружбу с Россией? На подобный вопрос социологам откровенно отвечать не станут. Но даже в этой сложной ситуации находятся люди, которые протестуют, не боятся обозначить свою точку зрения.
Думаю, что судить о степени поддержки России можно по количеству тех, кто выступает за решения, которые приведут к прекращению боевых действий на Украине. Их сейчас большинство. Если бы мы взяли под контроль Украину, то подавляющее большинство её жителей приняли бы Россию.
– Пытается ли кто-то из днепропетровских олигархов и властей предержащих связаться с вами, чтобы через вас договориться с российской властью о сохранении своей собственности?
– Если разрешите, я фамилий называть не буду. Поверьте, если бы мы взяли Киев или хотя бы его окружили, ситуация бы изменилась коренным образом. Вспомните – ни в Одессе, ни в Днепропетровске очень долго не было антироссийских высказываний со стороны бизнеса. Бизнес выжидал. Была бы угроза падения столицы – очень многие достали бы припрятанные российские флаги.
В первые недели СВО такие знаковые для Днепропетровска фигуры, как Коломойский и Корбан, старались не говорить о России плохо. Другие бизнесмены региона тоже в основном помалкивали. Ждали, чем кончится дело.
– Самый знаменитый олигарх из Днепропетровска – Игорь Коломойский уже почти год находится в тюрьме. Считалось, что он большой друг Зеленского, почему же тогда с ним так поступили?
– Во-первых, повлияло давление со стороны Байдена. Коломойский помогал собирать материалы для правоохранителей по делу компании Burisma. Сын Байдена, Хантер, получал в этой газодобывающей компании огромную зарплату, ничего при этом не делая, что явилось основанием для обвинений в коррупции. Но американское давление стало лишь поводом. Зеленский просто расправился с командой, которая помогла прийти к власти. Зеленский вырос, окреп и стал тяготиться уже ненужным Коломойским. Зачем он ему при новом политическом раскладе?
Во-вторых, Коломойский никогда не собирался приводить Зеленского к власти! У Коломойского была договорённость с Юлией Тимошенко. Он вкладывался в избирательную кампанию Тимошенко, они обо всём заранее договорились: поделили активы, посты, все блага, которые даёт власть, поделили шкуру неубитого медведя. Коломойский параллельно запустил ещё ряд выборных проектов. Их задача была – критиковать Порошенко, обвинять его во всех смертных грехах. А ещё Коломойскому нужны были свои люди в избирательных комиссиях, ведь каждый кандидат имеет право на своих представителей.
Как это часто бывает, всё пошло не так, как планировалось. Победил Зеленский. Вначале Коломойский расставил своих людей в ближайшее окружение Зеленского. Его люди были в Верховной раде, во фракции «Слуга народа», но Зеленский со временем поменял главу своего офиса – Андрея Богдана и постепенно взял всё в свои руки. Незаметно, потихонечку, бывшие партнёры превратились в конкурентов. Арест Коломойского, а до этого национализация части его активов серьёзно ослабили влияние самого скандального олигарха Украины и одновременно укрепили власть Зеленского. Устранение любой конкуренции, любых центров влияния стало приоритетом Зеленского и Ермака.
– Почему нынешние власти не трогают самого богатого человека Украины Рината Ахметова? Ведь накануне СВО отношения у него с президентом Зеленским были, мягко говоря, не безоблачными?
– Ахметов всегда выстраивал отношения с властью в целом и в частности с президентами – особенно с президентами – корректно. Он изначально поддерживал Януковича, во время президентской кампании в 2003 году, но когда выиграл Ющенко, то с ним он построил просто великолепные отношения. Мне кажется, что Ющенко устраивал Ахметова больше всего. Ринат всегда умел найти подход к любой власти. Да, с Зеленским у него отношения далеко не безоблачные, но они есть. Если власть Зеленского пошатнётся, он будет сотрудничать с новым руководителем. А потом, у Рината есть такая особенность: финансировать всех, кто потенциально может оказаться во власти.
– Вы упоминали Юлию Тимошенко. В последнее время она ушла в тень, некоторые говорят о её политической пенсии. Насколько справедливы эти оценки ещё недавно одного из самых ярких политиков Украины? Она действительно как политик ушла в историю или это затишье до лучших времён?
– Юля, как опытный боец, как стайер, очень хорошо знает, когда стоит напрягаться, а когда нужно поберечь силы, просто оставаясь на плаву. Сейчас у неё договорённость с офисом президента, который ей позволяет зарабатывать на разных тёмных схемах, а взамен она не трогает власть. Как только Зеленский станет хромой уткой, она будет вырабатывать новую тактику, а до этого сил вхолостую тратить не станет. Поверьте, Юлию Владимировну рано списывать со счетов.
– Надо ли, по-вашему, идти с Украиной на перемирие и останавливаться на линии боевого соприкосновения? Много говорят о необходимости дойти до Приднестровья и полностью занять Левый берег. Где, по-вашему, «границы компромисса»
– ВС РФ должны остановиться на западной границе Украины. Убеждён, что любая гражданская война, которая не была завершена, потребует завершения, но уже нашими детьми или внуками. Не было ещё в истории случая, чтобы война, в которой никто из сторон не победил, устранила противоречия, из-за которых эта война началась.
Китай разделился, сколько лет прошло с тех пор, а война между Китаем и Тайванем готова вспыхнуть в любой момент. Корея разделилась, боевых действий нет более 70 лет, а война между Сеулом и Пхеньяном может начаться в любую минуту, достаточно незначительного повода. В России была Гражданская война, красные победили белых. На этом всё, конфликт исчерпан. Гражданские войны не решаются перемирием. Есть хорошее высказывание Станислава Ежи Леца – «Самая лучшая гарантия мира: когда топор войны закапывают вместе с врагом».
– Существует мнение, что Сталин, когда включил в состав Украины Львовскую, Тернопольскую, Ивано-Франковскую и другие западноукраинские области, сделал большую ошибку, мол, они развратили своей галичанской идеологией всю остальную Украину. Как вы считаете, насколько справедливы эти утверждения?
– На Западной Украине все армии мира всегда встречали с цветами. Если бы туда вошла российская армия, то рейтинги «Единой России» были бы выше, чем в среднем по Украине. Такой народ.
– Что говорят ваши источники в Киеве, чего сейчас хочет Зеленский? Каким он представляет окончание конфликта и своё будущее?
– Зеленский будет делать всё, чтобы окончание конфликта наступило как можно позже. Он остаётся президентом до тех пор, пока идут военные действия. Как только наступит мир, будут новые выборы, и он их гарантированно проиграет. Ему невыгодно даже простое перемирие.
Запад выделяет огромные средства, и он со своей командой их разворовывает. Поэтому, пока идёт война, пока гибнут украинцы, Зеленский у власти. Он не пойдёт ни на какие компромиссы, будет делать всё, чтобы сорвать мирный процесс, исключить саму возможность диалога. Он будет ставить заведомо неприемлемые условия для России с расчётом, чтобы война не кончалась. Война – это бездонная бочка для личного обогащения Зеленского. Президент Украины – мультимиллиардер, хотя его имя вы вряд ли найдёте в списках журнала «Форбс». Одна только украинская таможня приносит любому президенту Украины минимум полтора миллиарда долларов в год. А сколько прибыли приносят господряды! Вспомните одну из его крупнейших афер – программу «Большая стройка». Налоговая, махинации с НДС, торговля оружием – всё это с помощью коррупционных потоков приносит в Офис президента огромные деньги! Порошенко использовал дипломатическую почту для того, чтобы вывозить наличную валюту за рубеж, а там арендовал сейфы, хранилища, чтобы правоохранители никогда не могли проследить путь денег. Зе-команда мало чем отличается в этом смысле от предшественников.
Продвижение российской армии продолжается / Станислав Красильников / РИА НОВОСТИ Продвижение российской армии продолжается / Станислав Красильников / РИА НОВОСТИ
– Многие считают центром принятия решений на Украине не правительство, не президента, а лично Ермака, которого некоторые журналисты называют эдаким кардиналом Ришелье при Зеленском. Насколько справедливы эти утверждения?
– Да, он сконцентрировал в своих руках огромную власть, вполне сопоставимую с властью первого лица. Если вначале вокруг Зеленского было 5–6 групп, которые были вхожи к нему и могли доносить свою точку зрения, вносить альтернативные предложения по тому или иному вопросу, то сейчас остался один Ермак. Только он определяет, что сказать Зеленскому, кто будет принят, а кто нет. Сейчас полным ходом идёт зачистка тех, кто был назначен не Ермаком. Любые более-менее серьёзные должности занимают люди, которые были поставлены Ермаком или людьми, которых поставил Ермак. Поэтому Ермак не первый, но и не второй – так я бы определил его статус.
Они переименовали Администрацию президента в Офис президента. Что, по идее, это должно означать? Офис – это подай-принеси, но на самом деле Ермак сосредоточил контроль над всей исполнительной властью. Его власть несопоставима с властью премьер-министра или председателя Верховной рады. Ещё остались маленькие островки, неподконтрольные Ермаку, например начальник ГУР Буданов, отдельные депутаты, но на открытый конфликт идти с украинским Ришелье они не спешат.
– Изменится что-нибудь по украинскому вопросу с приходом к власти Трампа?
– Трамп, по сути, рулетка. Причём рулетка как для России, так и для Украины. На Украине политические элиты сформированы «соросятами», демократами. Поэтому практически нет политиков, активистов, которые ориентируются на республиканцев.
Приход к власти республиканцев вызывает ужас у политических элит Украины. Этот ужас связан не только с тем, что Трамп может прекратить финансирование войны на Украине, но и с тем, что у них нет выхода на новую американскую власть. Все их связи – это демократы.
Коломойский, депутат Александр Дубинский, Андрей Деркач – вот они выходили на республиканцев. И получили проблемы с украинской Фемидой. Первые двое сидят в тюрьме, последний вынужден был покинуть Украину, сейчас он российский сенатор.
Фраза Трампа «Я остановлю войну за 24 часа» была ориентирована на избирателей. Но процесс прекращения боевых действий очень сложен. Зеленский будет делать всё возможное и невозможное, чтобы война не прекратилась. Надо отдать должное, Зеленский говорит об этом прямо. Однако даже если бы он и хотел заключить мир, осуществить это непросто. Россия требует отказаться от части территорий, отказаться от вступления в НАТО, от права открывать иностранные военные базы. Россия требует решить вопрос с русским языком. Всё это предполагает внесение изменений в Конституцию. Следовательно, нужно провести референдум, нужно решение Конституционного суда, нужно 300 голосов в Верховной раде. Чтобы реализовать перечисленное, потребуется не менее шести месяцев. Но если остановить войну просто под обязательства Украины юридически оформить договорённости позже, то на одном из этапов Украина опять обманет, как обманули с Минскими соглашениями. Поэтому даже чисто технически за 24 часа остановить войну сложно.
Коме того, я уверен, что Россия потребует снятия всех санкций, а значит, понадобятся решения от ЕС, США, других стран, которые вводили санкции. Сомневаюсь, что Россия поверит им на слово.
Нужно помнить, что на Украине нелегитимный президент и парламент. Конституция, которую меняли после Майдана, тоже нелегитимна. Получается, что у нас есть нелегитимная страна, с полностью нелегитимной властью. Проще заново переучредить и начать с чистого листа. Можно и название поменять на Малороссию.
– В России стало общим местом суждение о не субъектности Украины. Не кажется ли вам, что это преувеличение? Что формула «мы воюем не с Украиной, а с Западом» верна лишь отчасти? Что не Запад использует Украину, а украинская власть использует Запад?
– О том, что украинская власть использует Запад, я говорил много раз.
Многие решения, которые невыгодны Украине, выгодны Зеленскому. Запад использует Украину, украинская власть использует Запад, а происходит это за счёт жизней простых украинцев. Последние платят кровью за интересы Запада и украинской верхушки. Тут такой симбиоз личных интересов Зеленского и Запада, которые мало совпадают с интересами украинцев.
– Осенью бывший украинский депутат Андрей Деркач обосновался в России, стал сенатором от Астраханской области. Почему в таком случае Олег Царёв, живущий в России почти 11 лет, так и не стал российским депутатом или сенатором? Говорят, что вас в своё время брали в список КПРФ. Так ли это?
– Так уж получилось, что я хоть и русский по национальности, но судьбу свою связал с Украиной, с людьми, которые с Украины. Донбасс, Днепропетровщина – вот мои родные края. Я и дальше буду связывать свою судьбу с этой землёй, с этими людьми. В России достаточно профессионалов, которые могут быть и сенаторами, и депутатами. Я не стремлюсь делать карьеру в этой области.
– Крайне редко можно услышать экс-президента Украины Януковича. Как вы оцениваете его молчание?
– У него был момент, требующий принимать решения, говорить, действовать. И в тот момент он бездействовал, а сейчас это уже неуместно, да и бессмысленно. Когда Янукович был президентом, когда у него в руках была армия, милиция, спецслужбы, госаппарат, тогда нужно было говорить и действовать!
– У Николая Азарова есть ещё перспективы вернуться в политику?
– Мне бы хотелось! Это крупный политический деятель, экономист с большим опытом. Он внимательно следит за событиями, доносит свою точку зрения. Если бы он вернулся, было бы хорошо для всех.
– Вы поддерживаете отношения с политиками, которые вынужденно покинули Украину после 2014 года?
– Да, практически со всеми, кто находится в России. Встречаемся, созваниваемся. Только с Януковичем нет никаких контактов.
– Буквально на днях стало известно, что украинский суд заочно осудил вас к 8 годам лишения свободы с конфискацией всего имущества. Можете прокомментировать?
– Осудили меня уже во второй раз. Первый раз прокуратура просила пожизненное, дали 12 лет, теперь дали 8 лет, и в очередной раз в украинский бюджет конфисковали санаторий в Крыму, который является моей собственностью. Как мне комментировать эту клоунаду?